учитель-логопед

 Муниципальное бюджетное
образовательное учреждение
дополнительного образования

ентр "Радуга"

 

 

учитель-логопед

Работа учителя-логопеда

Логопедия — это наука о нарушениях речи, их коррекции посредством специального обучения и воспитания. Соответственно, специалист, занимающийся коррекцией речи (или «воспитанием речи»), называется логопедом. Основной задачей работы логопеда является комплексное логопедическое воздействие и сопровождение ребенка. Вся работа учителя-логопеда подчинена оказанию необходимой коррекционной помощи детям с нарушениями речи.

                 

Занятие с логопедом

На логопункте в муниципальном бюджетном образовательном учреждении дополнительного образования детей Районный детско-юношеский центр «Радуга» в группе, для подготовки неорганизованных детей к школе, которая называется школа «Кроха детям оказывается логопедическая помощь. Одной из важнейших логопедических задач является формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой, фонетически четкой речи, которая должна подготовить ребёнка к обучению в школе. Невнятная речь ребёнка затрудняет его взаимоотношения с людьми, нередко накладывает отпечаток на характер ребёнка.

Формы логопедической работы: диагностика речевых нарушений индивидуальные и подгрупповые занятия-игры с дошкольниками; индивидуальные консультации для родителей, имеющих детей с нарушениями речевого и психофизического развития;, семинары, мастер-классы для педагогов по проблемам обучения детей с нарушениями речевого и психофизического развития, задания логопеда родителям (записи логопедическом дневнике).
Основные направления работы: коррекция звукопроизношения; развитие фонематического слуха и фонематического восприятия; развитие связной речи.

Занятия логопеда с детьми проходят 2-3 раза в неделю, важным условием является закрепление родителями полученных навыков дома, занимаясь по заданиям логопеда.

На каждом этапе работы над звуками рекомендованы различные виды работ:

Подготовительный этап:
- артикуляционная гимнастика

- дыхательная гимнастика на дифференциацию ротового и носового выдоха

- голосовые упражнения : пение слогов с хорошей артикуляцией гласных звуков и наращиванием количества слогов;
- упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук .

- определение на слух наличие заданного звука, места его в слогах, словах с помощью цветных сигнальных кружков, знаков- символов, графических изображений.

Этап постановки звука:
- зарисовка знаков символов разных «песенок»: с- водички, з - комара, ц - птички-синички, ш – змеи, ж – жука, щ – проколотой шины, ч – поезда, р – машины;
- уточнение положения органов артикуляции при произнесении звука (губы, язык, воздушная струя);
- многократное повторение названного звука в играх (пароход, самолет, жучки), с движениями фонетической ритмики, пальцев рук (например, соединяя колечки), тактильно – вибрационным контролем, показывая или раскрашивая элементы одного рисунка(например, кружков, из которых состоит гусеница) или множества одинаковых рисунков (например, целый ряд цветов).

Этап автоматизации звука:
- повторение слогов по подражанию, раскрашивая или показывая картинки;
- называние или раскрашивание картинок, определение количества слогов, запоминание;
- показ и называние картинок с заданной позицией звука;
-называние слов по памяти с заданным звуком, заданной позицией звука
- составление предложений с данными словами;
- разучивание чистоговорок: их дополнение (ра – ра – ра – высокая гора); работа над ритмом (дирижировать, отстукивать, отхлопывать), над темпом (произносить медленно, быстро), над силой голоса (говорить тихо, громко, умеренно, шепотом); заучивание наизусть;
- разучивание стихотворений: ответы на вопросы по содержанию, работа над словесным и логическим ударением, паузами, интонацией, выразительным чтением стихотворения;
- описание предмета;
- составление рассказа с данными словами или на заданную тему.

Этап дифференциации звука:
- различение на слух оппозиционных звуков в слогах, в словах, с показом картинок – символов;
- повторение серии слогов (па- ба- па);
- называние картинок парами (почка – бочка);сравнение значений схожих слов, составление предложений с ними;
- заучивание наизусть скороговорок и стихов.

 

  Беседа

Взрослым очень интересно

То, что всем было известно!

«Как зовут?», и «Кем ты будешь?»,

И «Кого ты больше любишь –

Маму, папу или братца?»

Всё не могут разобраться!

А вот завтра я поеду

На беседу

К логопеду!

Он мне скажет:

«Порычи!»

Он попросит:

«Помычи!

Пошипи

И пожужжи!

И язык мне покажи!»

Хорошо пойдет беседа

У меня и логопеда!

 

Ум ребенка в пальчиках

Ребёнок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации - прикосновения. Ему необходимо всё трогать, хватать, гладить и даже пробовать на вкус! Доказано, что речь ребёнка и его сенсорный («трогательный») опыт взаимосвязаны.

 

Дыхательные упражнения

Очень важно научить малыша правильному дыханию, так как дыхание является энергетической основой нашей речи. Некоторые согласные требуют энергичного сильного выдоха. Детям следует предлагать те упражнения, которые он будет воспринимать как игру.

 

Упражнения для губ и языка

На начальном этапе рекомендуется речевая гимнастика для развития, уточнения и совершенствования основных движений органов речи. Проводить гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у ребёнка двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Гимнастику можно делать перед общей утренней зарядкой или перед завтраком в течении 5-7 минут.

 

Как мыслит ваш ребёнок?

Он такой невнимательный - жалуются на своего ребёнка родители, пишет диктант и в каждой строчке - ошибка! А ведь правила все назубок знает! И действительно, разбуди такого среди ночи - прочтёт их наизусть, как молитву. Но увидеть конкретную запятую за абстрактным правилом - не может. И причины неурядиц с учёбой - не отсутствие внимания, а проблемы с мышлением, словесно-логическим обобщением.

Неконтактный ребёнок

Для развития речи важное значение имеет правильное эмоциональное развитие ребёнка и его желание и потребность общаться с окружающими. Нарушения в способности к общению у детей встречаются довольно часто. Их причины многообразны.

 

Причины нарушения звукопроизношения

 

     С неправильным произношением звуков у детей мы встречаемся очень рано, уже в возрасте 2-3 лет. Однако там чаще всего наблюдаются временные (физиологические) нарушения звукопроизношения, обусловленные недостаточной сформированностью  речевого (фонематического) слуха или артикуляционного аппарата. Эти нарушения преодолеваются, если дома и в детском саду осуществляется весь комплекс мероприятий по укреплению здоровья детей; когда взрослые, разговаривая с малышом, дают ему правильные образцы речи; когда проводится систематическая работа по формированию правильного произношения, способствующая усвоению ребенком фонетической системы языка, развитию речедвигательного и речеслухового анализаторов.

  

Норма усвоения звуков (по годам):

 

Возраст ребенка

1-2 года

2-3 года

3-4 лет

4-5 лет

5-5,5 лет

Звуки

А О Э
П Б М

И Ы У
Ф В
Т Д Н
К Г Х Й


С З Ц


Ш Ж
Ч Щ


Л 
Р

 

   Однако даже в раннем возрасте имеются случаи патологического нарушения звукопроизношения, характеризующиеся стойкостью неправильного употребления звуков. Они могут быть обусловлены как нарушениями речевого слуха, артикуляционного аппарата, так и расстройствами нейродинамики (недостаточной дифференцировкой возбудительного и тормозного процессов в коре головного мозга), несформированностью межанализаторных связей.

       Нарушения звукопроизношения являются самыми распространенными недостатками речи у детей дошкольного возраста. Обычно нарушаются следующие группы звуков:

·        свистящие – С, СЬ, З, ЗЬ

·        шипящие -  Ш, Ж

·        аффрикаты – Ц, Ч, Щ

·        сонорные – Л, ЛЬ, Р, РЬ

·        заднеязычные – К, КЬ,  Г, ГЬ, Х, ХЬ   

·        звонкие согласные

·        мягкие согласные

 

     У некоторых детей нарушается только одна группа звуков, и такое нарушение звукопроизношения определяется как простое (частичное), или мономорфное.

     У других детей нарушаются одновременно две или несколько групп звуков. Такое нарушение звукопроизношения определяется как сложное (диффузное), или  полиморфное.

В любой из перечисленных групп различают три формы нарушения звуков:

·        искаженное произношение звука (например – горловой звук Р)

·        отсутствие звука в речи ребенка (например, коова  - корова)

·        замена одного звука другим (колова)

Кроме видов и форм нарушения звукопроизношения, существуют три уровня нарушения:

·        полное неумение произнести звук

·        правильное произношение изолированного звука, но искажение или пропуск его в спонтанной речи, т.е. недостаточная автоматизация звука

·        смешивание звука в речевом потоке с другим, близким по артикуляции или звучанию, т.е. нарушение дифференциации звуков.

     Причиной искаженного произношения звуков обычно является недостаточная  сформированность или нарушения артикуляционной моторики. При этом дети не могут правильно выполнять движения языком, губами, в результате чего звук искажается. Иногда причина кроется в индивидуальном строении артикуляционного аппарата (нарушение прикуса, укороченная подъязычная связка). В этих случаях необходимо вмешательство ортодонта. Подобные нарушения называются фонематическими, т.к. фонема (звук) звучит искаженно, но это не влияет на смысл слова.

     Причина замены звуков обычно заключается в недостаточной сформированности фонематического слуха или в его нарушениях, в результате чего дети не слышат разницы между звуками, близкими по артикуляции. Такие нарушения называются фонематическими, т.к. при замене одной фонемы другой нарушается смысл слова (рак – лак).

     В случаях, когда у ребенка звуки одной группы заменяются, а звуки другой группы искажаются, нарушения называются фонетико-фонематическими.

Дата последнего обновления страницы 14.11.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения